Ребёнок боится смерти: как выработать правильную тактику поведения родителям

6 «нет» для взрослых: советы психологов

  1. Нельзя смеяться над фобией. Даже если представления о смерти у малыша комичны, ни в коем случае не показывайте это ребёнку. Иначе кроха перестанет быть уверенным в том, что вы относитесь к нему серьёзно.
  2. Нельзя называть малыша трусом или наказывать за проявленный интерес. Многие дети в 5–8 лет начинают рисовать образы смерти. Это нормальная реакция сознания на то, что волнует в данный момент: просто ребёнку легче визуализировать проблему — так она перестаёт быть неразрешимой для него.
  3. Нельзя постоянно говорить о смерти, диагнозах-прогнозах для знакомых (и не знакомых) больных.
  4. Нельзя ограничивать свободу ребёнка. Он должен достаточно много времени проводить в окружении сверстников — так легче отвлечься.
  5. Нельзя смотреть в присутствии малыша фильмы с кровавыми или трагическими сценами — даже во сне кроха воспринимает этот негатив.
  6. Не стоит водить ребёнка, не достигшего подросткового возраста (12 лет), на похороны.

Страх смерти у детей: как вести себя родителям — видео

Страх смерти у детей возникает как естественный этап взросления или как реакция на потерю близкого. Задача взрослых — помочь малышу справиться с этим, принять то, что всё в жизни имеет начало и конец. Для этого, прежде всего, запаситесь терпением, но не пытайтесь замалчивать проблему. Карапузу необходимы объяснения без излишней эмоциональности и пафоса, соответствующие его уровню развития. В случае если родителям не удаётся найти подход к ребёнку, стоит обратиться к детскому психологу, так как вовремя не осознанный и не принятый страх смерти чреват развитием различных комплексов и фобий в будущем.

Как реагировать на страхи детей

В природе не бывает абсолютно бесстрашных людей, есть люди, умеющие хорошо скрывать свои страхи. Страх всегда субъективен, и если вы совершенно не боитесь пробегающую мимо собаку, то это вовсе не значит, что ее не боится тот, кто находится рядом с вами. Гендерных различий в проявлении чувства страха не существует. Боятся в равной степени и мальчики, и девочки. Страх смерти у ребенка-дошкольника является абсолютно нормальной линией развития и необходимым процессом. В процессе ориентировки в окружающем мире ребенку просто необходимо осознать и переработать такие темы, как появление человека на свет и его уход из жизни. Как же реагировать на страхи детей?

Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка за проявленное чувство страха! Это никак не поможет ему избавиться от страха, малыш почувствует себя еще более беспомощным и «плохим», страх будет загнан внутрь, чтобы, упаси боже, не показать его вам.
Бесполезно разубеждать ребенка, объясняя, то бояться нечего, ведь он УЖЕ боится. Стоит поддержать ребенка, сказав ему «я рядом, я с тобой». Принять и поддержать его, как можно мягче отреагировать на проявление страха — весьма результативное решение по сравнению с упреками и чтением морали.
Когда малышу страшно, лучше всего быть рядом с ним, расспросить его подробно, чего именно он боится, что может случиться и совместно придумать способы решения проблемы.
Побороть страх усилием воли практически невозможно, страх можно пережить. Поэтому бесполезно ставить себя ребенку в пример, говоря ему: «Посмотри на меня, я же не боюсь». Конечно, вы — большой и сильный, естественно, вам куда легче не бояться. Правильнее донести до ребенка, что вы не боитесь, вы взрослый и сможете защитить его. Страх можно пережить тогда, когда есть на кого опереться.
Если у ребенка ночные страхи (страх темноты, засыпания, тревожные сны и т.п.), то имеет смысл организовать успокаивающие ритуалы перед отходом в кровать. Спокойные игры, доброе родительское отношение, теплая ванна и нежные поглаживания по спине обязательно успокоят встревоженного малыша и настроят на спокойный сон.
Не следует избегать в разговоре тем, которые пугают ребенка. Если малыш хочет с вами поговорить о своих страхах, отнеситесь с пониманием и ни в коем случае не переносите разговор на другое время, как бы заняты вы не были

Вы можете спросить ребенка о его рисунках или игре, но если он не желает рассказывать, настаивать не надо. Ни в коем случае не высмеивайте и не критикуйте его действия.

Последствия психотравм

Травмы, которые существенно повлияли на психику в детском возрасте и не были проработаны со специалистом в области психологии, оказывают негативные последствия:

  • проблемы с избыточным или недостаточным весом;
  • желание постоянно все контролировать;
  • проблемы социального характера;
  • страх выразить свое мнение;
  • неумение принимать самостоятельно решения;
  • слишком завышенные требования по отношению к партнеру и себе.

От детских психотравм необходимо избавляться, иначе они могут принести множество проблем в личной жизни и работе во взрослом возрасте. Непроработанные травмы могут приводить к депрессии и развитию психических расстройств.

Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»

Взрослые пытаются повлиять на ребенка с помощью уговоров и убеждения, потому что боятся, что нанесут травму, испугают еще больше, если не заручатся его согласием. А согласия тем меньше, чем больше уговоров. Но ведь нормально, что ребенок избегает неприятных и страшных вещей. Жизнь в дальнейшем их будет предоставлять в большом количестве не спрашивая.

Оптимальный вариант — проиграть пугающую ситуацию дома, отрепетировать поход к врачу, репетитору или парикмахеру. Тогда ребенок сам с легкостью и удовольствием отправится на приключение

Репетиция сработает не всегда, поэтому важно говорить уверенным голосом, показать, что ребенок справится. В таких ситуациях допустимо директивно направлять ребенка несмотря на крики и начинающуюся истерику, но делать это нужно доброжелательно и с любовью, избегая насмешек, угроз и заигрывания. Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают

Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают.

Когда ребёнок не испытывает страха?

Если малыш не беспокоится за свою жизнь или за жизнь родителей, то это может быть тревожным сигналом. Полное отсутствие беспокойства свидетельствует о том, что у ребёнка или низкая эмоциональная чувствительность, или в семейных взаимоотношениях есть серьёзные проблемы. Малышу не о чем тревожиться только тогда, когда со смертью родителя он ничего не потеряет.

Притупляются детские эмоции и в случае, если взрослые создают иллюзию такого мира, в котором нет повода для беспокойства. Тем самым родители пытаются уберечь своё чадо от переживаний, не хотят травмировать детскую психику. Однако, если ребёнок созрел для того, чтобы осознать неизбежность смерти, на эту тему следует говорить с ним честно.

Не нужно искусственно тормозить процесс переосмысливания законов природы. Самая большая ошибка – это уверить ребёнка в том, что мама и папа никогда не умрут.
Дети жизнерадостных и оптимистичных родителей тоже могут не испытывать глубоких переживаний.

Думаем, что наказываем ребенка, а на самом деле…

Наказание – процесс, противоположный поощрению по результату воздействия на поведение. Это стимул, следующий непосредственно за поведением и снижающий вероятность проявления данного поведения в будущем. Если в результате последствий поведение исчезает или его частота снижается, данные последствия служат наказанием для конкретного поведения.

Это представление сильно отличается от “бытового” представления о наказании. Помните пример с отстранением ребенка от занятия? Педагог считает, что наказывает, а на самом деле, проанализировав ситуацию, мы видим, что ребенок как раз и хотел избежать активности. И отстранение становится негативным подкреплением, поскольку нежелательное поведение ребенка на занятии не уменьшается.

Итак, наказание – это действие, которое приводит к снижению частоты определенного поведения, а не любые негативные его последствия. Строгий выговор или лишение игрушки будет наказанием только в том случае, если это приведет к тому, что вероятность проблемного поведения снизится. Это не будет наказанием только потому, что взрослому кажется, что так он наказывает ребенка, хотя поведение при этом не меняется.

Все ли в порядке с моим ребенком?

Второй вид родительского страха более сложен – это опасение, что ребенок будет каким-то не таким. В первую очередь, это, конечно, относится к здоровью ребенка, как физическому, так и психическому.

К сожалению, существует множество отклонений, которые по независящим от нас причинам могут наблюдаться у ребенка – это и расстройства аутистического спектра, и умственная отсталость, и расстройства личности, дефекты речи и пр. Мысль о том, что наш ребенок может быть «ненормальным», приводит нас в ужас. Такой страх совершенно понятен.

Как и в первом случае, проявлением такого поведения может стать избыточный контроль, опека. Разумеется, определенная степень такого контроля полезна для того, чтобы выявить особенности развития на ранних этапах. Чем раньше происходит медико-психологическое вмешательство, тем больше вероятность компенсации недостатков психической сферы. Однако избыток контроля может также привести к негативным результатам. Найти оптимальную границу очень непросто, учитывая все особенности как родителей, так и детей: кто-то более тревожен, кто-то более спокоен и т.д. Нам приходится жить с осознанием вероятности кошмарных вещей, и иногда от этих мыслей просто невозможно избавиться. Отчасти этим вопросом занимаются семейные консультанты, помогая отыскать в сознании родителя чувство спокойствия.

Порой мы не понимаем своих детей. Почему им что-то интересно, а что-то нет? Иногда мы не согласны с их увлечениями. А бывает так, что они нас пугают. Детям может нравиться заниматься травмоопасными видами спорта, и большинство родителей ценит это, но было бы странно при этом не чувствовать страх за свое дитя. Такой страх может относиться не только к здоровью ребенка, но и к его будущему. Любящие взрослые, желая сыну или дочери успехов, с тревогой смотрят на его оценки, на непонимание некоторых сложных предметов, на отсутствие тяги к знаниям.

С таким страхом справиться непросто, и часто он приводит к конфликтам в семье. Ребенок в силу своего возраста категорично требует полной свободы, злится; родители опечалены, у них могут включаться разные защитные механизмы, и дистанция только растет. В таких ситуациях сложно не винить себя, не опустить руки. Но мы должны понимать, что дети имеют много своих личностных и возрастных особенностей, не всегда понятных и приятных нам, взрослым. И в наших силах принять эти особенности, сладить с ними и даже направить их развитие в положительное русло. Безусловно, это бывает трудно, особенно с подростками, но именно для этого существуют специалисты-психологи: они могут чуть шире взглянуть на ситуацию, увидеть сущность проблемы и организовать контакт родителей с детьми так, чтобы они пришли к взаимопониманию.

Как проявляется страх смерти у ребенка

Беспечные малыши к четырем–пяти годам вдруг начинают задумываться над вопросами мироздания. К ним приходит понимание, что они не будут жить вечно, что есть и смерть. В связи с этим у детей возникают различные страхи: нападения непонятных чудовищ, темнота, пожары и т.д. Все они олицетворяют основной – страх смерти.

В первую очередь он проявляется в ночных кошмарах и капризах с наступлением темного времени суток. «В этом нет ничего неестественного», – ответит родителям любой практикующий психолог. – «Это абсолютно нормальный и закономерный этап развития».

Причины страха

Толчком к развитию серьёзных переживаний может быть участие в похоронах близкого родственника. Тот факт, что человека закапывают в землю, очень пугает детей. Мысль, что та же участь постигнет маму или папу вызывает тревогу

Если близкий человек ушёл из жизни после болезни, не стоит акцентировать внимание ребёнка на этом факте

Дети дошкольного возраста не способы распознать, какое заболевание является легким недугом, а какое может повлечь смерть. Неправильное понимание приведёт к тому, что ребёнок будет испытывать сильное беспокойство при любом недомогании родителей. Точно так же малыш будет панически бояться своей собственной болезни. Допустимо сообщить ребёнку, что человек скончался по старости или от какого-либо очень редкого заболевания.

Бывает и так, что в корне переживаний лежит не беспокойство за жизнь родных, а страх остаться в одиночестве. Ребёнок – это беззащитное и беспомощное существо, поэтому потребность в присутствии близких людей у него обострена. Даже если ребёнок не понимает своей уязвимости, он чувствует её интуитивно. Таков врождённый инстинкт самосохранения. Задавая вопросы о смерти, в ответе ребёнок хочет слышать подтверждение тому, что он не останется один и будет в безопасности.

«Почему он умер?»

Проще всего объяснить смерть пожилого человека: «Дедушка прожил на свете очень много лет, у него была длинная интересная жизнь, но потом он стал очень старенький и умер».

Если близкий человек долго болел, можно сказать, что это стало причиной его смерти. Но лучше объяснить, что это была какая-то редкая болезнь, что ей сопутствовали какие-то другие серьезные проблемы со здоровьем. Подчеркнуть, что ни вы, ни ребенок не заболеете этим недугом. Ни в коем случае не придумывайте, что тетя умерла от гриппа (чтобы не пугать «страшным» раком). Представляете, каково после этого ребенку будет услышать, что у него грипп?

Если смерть наступила при неясных или шокирующих обстоятельствах, не стоит вдаваться в подробности. Скажите правду: «Знаешь, мы пока сами не знаем, как именно это случилось. Когда мы поймем, мы тебе объясним». Если вопросы не утихнут, то со временем можно выдать какую-то относительно соответствующую действительности версию, но приемлемую для детской психики.

Никогда не связывайте смерть с тем, с чем она не может быть связана, и не пытайтесь вызвать чувство вины: «Вот ты плохо себя вел, поэтому хомячок и умер» или «Бабушке было тяжело с таким непослушным внуком, вот у нее сердце и не выдержало»

Напротив, важно подчеркнуть, что ребенок никак не повинен в случившемся несчастье

Когда можно игнорировать поведение ребенка

Гашение – процедура, предполагающая, что “какое-либо поведение перестает подкрепляться, и его частота постепенно снижается”. Для обеспечения эффективности данной процедуры нам необходимо знать, что именно подкрепляет поведение ребенка, чтобы лишить его этого подкрепления.

Данная методика используется параллельно с обучением альтернативному поведению. Если мы перестанем подкреплять проблемное поведение ребенка, имеющее важную для него функцию, при этом не обучив его иному поведению, высока вероятность возникновения новых, еще более тяжелых форм проблемного поведения.

Иногда встречается ошибочное использование терминов “гашение” и “игнорирование” в качестве синонимов. Также ошибочно считать, что игнорирование нежелательного поведения всегда приведет к тому, что ребенок перестанет вести себя плохо. Это не так. Игнорирование нежелательного поведения будет эффективным только в случае, если функция поведения – привлечение внимания. Однако если функция поведения, например, заключается в избегании деятельности (совместной игры, уборки в комнате или решения задачи), то каждый раз, когда мы будем игнорировать поведение ребенка и прерывать взаимодействие с ним, мы будем подкреплять нежелательное поведение (именно этого – прекращения взаимодействия – ребенок и добивался).

Причины возникновения страха темноты

По сути, ребенок не боится самой темноты в своей комнате. Большие опасения у него вызывает то, что находится в помещении после того, как гаснет свет. Его привычная детская, наполненная игрушками, с яркими красивыми обоями, с приходом темноты в воображении ребенка наполняется чудовищами и монстрами. И как правило, в этой ситуации совершенно бесполезно говорить малышу, что здесь нечего бояться, или упрекать его в чем-то. Страх в данной ситуации не имеет пола и возраста, абсолютно нелогичен для взрослого, но совершенно реален, и с этим нужно считаться.

В чем же заключаются причины, по которым малыши испытывают чувство ужаса, находясь в темной комнате? Специалисты отмечают следующие моменты:

одиночество – чаще всего боязнь темноты имеют дети, которые спят одни, причем в этом случае не являются исключением и новорожденные малютки;

  • «страшилки» – если родители днем постоянно запугивают малыша бабайками, злыми колдунами, то, вечером эти образы вполне могут материализоваться в воображении ребенка;
  • фильмы ужасов – увлечения взрослых этим кинематографическим жанром имеет непредсказуемые последствия, так как мозг ребенка способный зафиксировать яркие образы из кино, а затем воспроизводить их в самый неподходящий момент;
  • много телевизора – особенно вредны просмотры новостей, ведь случайно увиденный сюжет об убийстве, катастрофе и прочее весьма сильно влияет на психику маленького человечка;

конфликтные ситуации в семье, при которых невольно присутствуют дети;
излишнее внимание – очень часто его уделяют «возрастные» родители, которые бегут к своему любимцу по любому поводу; из-за чего они растят балованных, несамостоятельных, легко ранимых в психологическом плане детей, которые боятся не только темноты.
если малыш живет в неполной семье – при этом очень часто начало такой фобии совпадает с периодом  развода либо ухода одного из родителей.

Что родителям делать нельзя?

Прежде всего, взрослые должны уяснить то, что малыша нельзя оставлять с его проблемой наедине. Тем более, нельзя также посвящать посторонних, обговаривая на людях поведение сына или дочки. Это однозначно приведет к потере доверия малыша, в результате чего он  еще больше замкнется в себе. Кроме того, в процессе борьбы со страхами вашего чада следует избегать таких моментов:

  • Постоянного подтрунивания и высмеивания поведения ребенка – ни в коем случае нельзя обзывать малыша трусишкой, ведь его страхи – это не просто детские прихоти, а довольно серьезная проблема.
  • Намерений поправить ситуацию «подобным» – это только дет предпосылки для панического настроения, и вызывает настоящий страх. Не запирайте ребенка одного в темноте, не оставляйте одного дома в вечернее время, и не направляйте одного в свою комнату при выключенном свете, чтобы он сам проверил там все углы.

Присоединения к его фобиям. Например, если ребенок говорит, что в его шкафу живет страшный крокодил, не нужно подыгрывать ему, утверждая, что ночью он его съест, если малыш будет себя плохо вести. Такое поведение взрослых чревато непредсказуемыми последствиями.

Что после смерти

Один из часто задаваемых ребенком старшего дошкольного возраста вопросов в разговоре бывает «Что после смерти?». От него-то родители и начинают теряться. В глубоко верующей семье расскажут про прелести загробной жизни, остальные – разводят руками или уклоняются от ответа.

Уклоняться и нервничать ни в коем случае не нужно, считают психологи. Дети быстро почувствуют тревогу.

При ответе на этот вопрос лучше всего использовать метафоры и метафорические истории. К примеру, что добрая фея или добрый волшебник подарили человеку кроме тела еще нечто, что называется душа. И душа продолжает жить и после смерти. Она живет в добрых делах ушедшего, его поступках и памяти близких.

Как сообщить ребенку о смерти близкого человека

У молодых родителей часто возникает вопрос и о том, как сообщить о смерти близкого человека, чтобы не ранить детскую психику. В данной ситуации нет необходимости обманывать ребенка и прикрываться заготовленными заранее фразами о том, что любимая бабушка находится в больнице, но скоро поправится и вернется или, что любимый дедушка уехал далеко-далеко по делам, но обязательно вернется.

Дети очень чувствительны, когда с ними неискренни, начинают додумывать, что может негативно сказаться на уязвимой детской психике. Лучше сразу сказать правду и объяснить все в доступной для ребенка словоформе, взять его в церковь на отпевание или сводить на могилу умершего близкого человека.

У подростка страх в школе сходить в туалет. Почему ребенок боится ходить в туалет в школе?

Во многих случаях появление фобий, связанных с дефекацией и боязнью посещения туалета, начинается после посещения детского сада или школы. Это связано со сменой обстановки, неумением объяснить свои потребности, стеснительностью. В садике малыш не может сходить на чужой горшок или стесняется попросить вытереть ему попу. В школе ребенок может испугаться и вовремя не попроситься выйти в туалет на уроке. Многие дети не могут опорожнить кишечник в общественном туалете, где зачастую не обустроены перегородки.

Что могут сделать родители? Если малыш боится горшка купите вместе с ним новый горшок-игрушку, причем тот, который ему понравился. На изделие в форме машинки или самолета, ему обязательно захочется присесть. Самым нерешительным можно предложить игру: усаживать на горшок всех любимых мягких зверюшек и кукол. Если у ребенка не получается, не торопите его, расскажите ему сказку, почитайте книгу, посмотрите картинки, а в спокойном состоянии повторите попытку еще раз. И самое главное – не скупитесь на похвалу, если все прошло результативно.

Когда проблемы со стулом и болезненные ощущения не пропадают после введения в рацион фруктов и овощей, следует обратиться к врачу. Доктор может назначить мягкое слабительное, глицериновые или облепиховые свечи, пробиотики. Лечение зависит от причин, вызывающих данную проблему.

В домашней обстановке приучить малыша к горшку и сделать так, чтобы все его страхи улетучились, достаточно просто. Сложности могут возникнуть при посещении общеобразовательных учреждений. Чтобы не усугублять ситуацию, родителям стоит попросить няню, воспитательницу или школьную учительницу быть повнимательнее, объяснив им вашу проблему. Если будет сохранятся спокойная обстановка, малыш быстро привыкнет к новым условиям. В школе при знакомстве с территорией, сходите вместе с ребенком и посмотрите туалет. Объясните, что все дети его посещают.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий